Природа - естественная основа общества


Природа - естественная основа общества
кратко
Что следует понимать под природой? Религия учит, что природа - это естество, все вещественное, Вселенная, мирозда-ние в целом, включая наш мир, Землю со всем сотворенным на ней Создателем. Все земное, плотское, телесное, вещественное противоположно духовному, сверхприродному. Воскресая, чело-век покидает свою телесную оболочку. Следовательно, бессмерт-ная душа - это создание Бога, а не телесного мира.

Философы-пантеисты, как правило, отождествляли природу с Богом, и это было отходом от традиционного религиозного уче-ния, поскольку Бог у них превращался в синоним вечной и бес-конечной природы. Например, Дж. Бруно считал, что "природа... есть не что иное, как Бог в вещах".
Существует житейское, бытовое понимание термина "природа" как естественной основы, прирожденного качества, врожден-ного свойства чего-то конкретного. Оценивая, например, челове-ческую личность, говорят, что она умна, зла, добра, глупа и т.п. от природы. Подобное понимание природы лежит в основе оцен-ки таких свойств человека, как природный ум, женская хит-рость, врожденный музыкальный слух и т.п.
С точки зрения материализма "природа" и "материя" - однопорядковые категории, обладающие широким объемом. Это веч-ная, никем не созданная, бесконечная субстанция, основа всего сущего. Сознание нематериально, но оно не может существовать без материального субстрата. Сознание - .особое свойство высо-коорганизованной материи - мозга.
В узком смысле под природой понимают естественную среду возникновения и существования человека и всего живого.
В конце XIX был введен научный оборот термин "биосфера", обозначающий как совокупность всех живых организмов, так и среду их обитания - воды, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры.
Биосфера наполнена так называемой живой материей - совокупностью организмов, отличающихся от неживых систем способностью к обмену веществ, размножением, развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора. Живая материя настолько тесно связана с неживой, что не может существовать в отрыве от нее. Таким образом, биосфера представляет собой единство двух компонентов: живых организ-мов и среды их обитания, образующих целостную динамичес-кую систему, находящуюся в непрерывном развитии.
Середа обитания живой материи входит в географическую среду - земную природу, пригодную для жизнедеятельности в том числе и человека. В географическую среду входит земная кора, нижняя часть атмосферы, околоземное космическое пространство, воды, почвенный покров, растительный и животный мир, одним словом, совокупность предметов и явлений природы, необходимых для существования и развития общества. Понятие "природа" во всех его значениях непрерывно развивается под воздействием науки и главным образом практики. В ходе истории коренным образом меняется соотношение природы и общества. Расширились границы и само понимание географической среды. Сейчас это не тонкий слой воды и почвы, образующий оболочку нашей планеты, а практически вся планета, рассматриваемая комплексно как элемент Солнечной системы. 1 Биосфера включает в себя сложные саморазвивающиеся биологические системы - биогеоценозы, взаимодействующие с такими элементами географической среды, как рельеф почвы, горные породы, реки, озера, моря, ледники, снежники, а также с различными животными, растениями, микроорганизмами. Земля в ходе своей эволюции породила великое множество видов живой материи. Возникновение одних видов и исчезновение других подчиняется законам естественной эволюции, что влияет на климат, ландшафт и весь облик планеты. С возникновением человека, образованием цивилизации с ее техническим базисом картина постепенно изменялась. На арену вышел человек, разумное животное, вооруженное средствами производства, орудиями труда и истребления животных.
Человек, появившись, вынужден был бороться с природой и "покорять" ее, причем во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. Покорение природы привело к плачевным результа-там во многих регионах планеты. По словам Маркса, культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню.
Первобытный человек освоил земледелие и скотоводство, постепенно вывел огромное число культурных растений и живот-ных, которые стали основой его пропитания. Техномасса, т.е. то, что создано человеком, включая растения и животных, ныне на несколько порядков превосходит то, что производит дикая при-рода на суше. Однако для производства техномассы требуется значительная масса естественных ресурсов.
В результате трудовой деятельности, принимающей все большие масштабы, возникла "очеловеченная" часть природы, или, как принято говорить, вторая природа, которая по всем на-правлениям теснит первую, первозданную природу.
В эпоху Возрождения и Новое время оформилась концепция господства человека над природой или завоевания ее при помощи науки и техники. Эксплуатация природы носила экстенсивный характер, ограниченный только производственными возможнос-тями и аппетитами предпринимателей. Казалось, что природным богатствам нет конца, что недра земли - это бездонная бочка, или колодец. Такой, по сути дела, хищнический способ эксплу-атации полезных ископаемых и других даров природы в середи-не XX в. приблизился к критическому рубежу. Объем добычи полезных ископаемых, в том числе невозобновимых, оказался сравнимым с их суммарными запасами. Показалось дно якобы бездонного колодца. Аналогичная ситуация сложилась и с про-изводством продуктов питания. Стало очевидным, что естественная база производства продовольствия не может удовлетворить 3 минимальные потребности бурно растущего населения планеты. Продолжается гибель лесов в результате кислотных дождей и , другого промышленного загрязнения атмосферы.
Как считают ученые, естественная среда составляет экосистему, которая поддерживает равновесие между человеком и природой. Это одновременно простой и сложный механизм, в котором все элементы тесно связаны и поэтому нормально функционируют, но он расстраивается при отсутствии хотя бы одного единственного звена. Для понимания экосистемы необходимо учитывать, что Земля - это отдельная планета и практически не существует источников получения дополнительной материи. Все простые элементы, кислород, азот, углерод, или твердые элементы являются продуктами трансформации в экосистеме, которая как бы разрешила проблему вечного движения: ничто не возни-кает само по себе и ничто не исчезает, все трансформируется. Драма в экосистеме возникает в результате появления продуктов, которые навсегда исключатся из цикла превращений и становятся бесполезными, а во многих случаях губительными отбросами, лишенными способности трансформироваться. Причем единственным существом, создающим такие отбросы, в совокуп-ности составляющие основу загрязнения экосистемы, является человек, который создал синтетическую химию и другие отрасли, производящие неразлагаемые продукты.
Возникли экологическая и продовольственная проблемы, принявшие глобальный характер*.
Против хищнических форм эксплуатации ресурсов земли выступили многие философы, ученые, деятели культуры. Среди них были великие русские ученые - Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев. В. И. Вернадский дал материалистическое истолкование понятию "ноосфера^ как новой, высшей стадии развития биосферы под воздействием человеческого разума, науки и техники. Должны возникнуть новые формы обмена веществом и энергией между обществом и природой, считал он, и эти формы уже не будут причинять вреда природе, а, напротив, будут способство-вать ее сохранению и развитию.
XX в., особенно вторая его половина, характеризуется углубляющимся кризисом в отношениях общества и природы. Ученые единодушно сходятся в том, что прогресс промышленной циви-лизации ведет к необратимому разрушению окружающей среды, включая фауну и флору, почву и океаны - морской и воздуш-ный. Все больше дыр появляется в озоновом слое, который за-щищает человека и все живое на земле от губительного ультра-фиолетового излучения.. На планете ежегодно теряется больше культивируемых земель, чем восстанавливается. Сверхэксплуатация земли, обработка химикатами ведут к ее эрозии. Ежегодно несколько тысяч видов растений и животных исчезают с лица Земли в результате деятельности человека, что ведет к обедне-нию "генетического капитала" планеты.
Как считают специалисты по "экологическому космизму", основной ресурс Земли - не запас вещества и энергии, а запас закономерностей. Это геолого-географические закономернос-ти, которые лежат в основе климатической машины планеты и ее биосферы. В течение многих миллионов лет в результате дейст-вия этих закономерностей образовалось то, что мы называем по-лезными ископаемыми. Но они созданы вовсе не ради нашей пользы. Нашу планету можно сравнить с живым организмом, а месторождения полезных ископаемых - с глазами, ушами, нер-вами, а также сосудами для перетока космических энергий. Хищническое использование этих ископаемых представляет, по мнению ученых, деяние, направленное на разрушение "запаса закономерностей" эволюции Земли, на разгром ее "климатической машины".
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Смотреть что такое "Природа - естественная основа общества" в других словарях:

  • Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Соловьев, Владимир Сергеевич — знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см.); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода (см.) …   Большая биографическая энциклопедия

  • Соловьев Владимир Сергеевич — I знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из малороссийской дворянской семьи Романовых. Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ Сковорода …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Джати — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • Кастовая система — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • Кастовое устройство — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • Касты — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм …   Википедия

  • СОБОРНОСТЬ — специфическая социально философская концепция, функционирующая, как правило, в религиозно философских системах европейской и отечественной мысли. Данным термином обычно определяется особое качество социально индивидуального взаимодействия,… …   Современный философский словарь

  • Каста — У этого термина существуют и другие значения, см. Каста (значения). Основная статья: Варны В этой статье не хватает ссылок на источники информации …   Википедия

  • КАСТЫ — термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в …   Энциклопедия Кольера

Книги